Задвижка ЗПУ


Задвижка ЗПУ: назначение затвора, характеристики и преимущества

Запорная трубопроводная арматура изготавливается по стандарту ГОСТ 13846-89. Задвижка ЗПУ перфорационная универсальная устанавливается на газонефтяных скважинах при оснащении устьев подземных выработок. Технические требования к устьевому оборудованию излагаются в регламенте ГОСТ Р 51365-2009.

Назначение перфорационных затворов

В процессе строительства, эксплуатации газо- и нефтедобывающих скважин возникают ситуации, когда пробивают искусственные каналы в продуктивном пласте для притока в выработку газа, нефти, воды — это работы перфорационные. Задвижка ЗПУ противодействует выбросам скважинных продуктов и при естественных проникновениях в ствол подземной выработки пластовых жидкостей, газов. Герметизацию устьев добычных выработок при газонефтеводопроявлениях (ГНВП) также обеспечивают задвижки перфорационные ЗПУ. Рабочая среда для запорных устройств может состоять из следующих веществ:

Температура скважинной среды — до +120 °С. Перекрытие трубопроводов устьевого оборудования фонтанных нефтескважин при перфорировании стенок выработки — основная функция ЗПУ, способной работать в диапазоне температур -60…+45 °С.

Технические характеристики

Задвижка перфорационная ЗПУ изготавливается по техусловиям ТУ-3665-020-71566225-2018, фланцы к ней соответствуют стандартам ГОСТ 28919-91, РД-26-16-40-89. Параметры задвижки:

Выпускаются запорные устройства в разных сочетаниях проходного просвета и напора: ЗПУ 130х70, 150х21, 180х35 и т. д. Цифры в обозначении задвижка перфорационная ЗПУ 150х35 отражают размер условного просвета устройства — 150 мм, давление перекрываемого потока — 35 МПа.

Достоинства задвижек

Строительная высота затворов поддается уменьшению за счет исполнения с разными присоединительными фланцами. Перфорационные запорные устройства могут оснащаться гидроприводом, если того пожелает заказчик. Другие достоинства ЗПУ:

  1. Присоединение к трубопроводам. Два варианта исполнения запоров: посредством фланцев или без них.
  2. Внутренняя полость корпуса. Скапливание конденсата во внутреннем объеме исключается заполнением пространства смазкой Арматол.
  3. Ориентация устройства в трубопроводе. Исполнение бывает с нижним расположением штока, что снижает нагрузки на шпиндель, облегчает вращение штурвала.
  4. Размещение клапанов на периферии внутренней полости корпуса повышает безопасность устройства.
  5. Регулируемость положения шибера. Обеспечивается полная проходимость потока.

Задвижка сопровождается паспортом, в который включается акт проведения гидравлических испытаний. Отгрузка — на поддоне в деревянном ящике.